Мир здоровья Арго
8 (495) 722-64-04
пн-пт: с 10 до 19 ч.
сб: с 10 до 18 ч.
вс: вых. день
/
8 (800) 775-19-94
Избранное
0

Закаливание для малышей

Закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.

Содержание

  1. Об истории закаливания детей
  2. Правила закаливания детей
  3. Особенности закаливания детей по группам здоровья
  4. Виды процедуры закаливания детей
  5. Важность системного подхода к закаливанию
  6. Полиградационность
  7. Положительные эмоции при закаливании

Закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.

Сначала немного истории. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) был первым, кто в своих сочинениях описал систему рационального водолечения, указал на благотворное влияние солнечных ванн.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII - IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки путешественников к условиям жаркой пустыни и зимней непогоды.

Обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, говорят о применении на Руси издавна холодной воды для укрепления здоровья. "Ледяная вода - для хвори беда".

Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения.

Великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой.

Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773г.) писал: "Весьма полезно мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней".

Русский учёный Покровский в книге "Физвоспитание детей у разных народов" (1884г.), отметил, что здоровый новорожденный обладает колоссальной возможностью приспособления к окружающей среде.

Скифы, по свидетельству Геродота, купали своих новорожденных в холодной воде.

Якуты натирали их снегом несколько раз в день.

Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни.

А турчанки, проводя первое омовение, обмывали новорожденных горячей водой.

По данным многих исследователей (Сперанский, Калюжная, Никифоров) закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время в 2-3 раза, повышает работоспособность.

Основные правила к проведению закаливания детей

Первое это: учет индивидуальных особенностей организма ребенка.

При формировании системы закаливания необходимо учитывать:

  1. состояние здоровья;
  2. возраст;
  3. климатические условия;
  4. развитие подкожно-жировой клетчатки;
  5. тип нервной системы;
  6. степень закалённости ребенка.

Можно выделить три группы детей по этим показателям:

  1. здоровые закалённые;
  2. дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые;
  3. дети, страдающие хроническими заболеваниями, и реконвалесценты после длительных заболеваний.

Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн - это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур - температура кожи в состоянии теплового комфорта.

Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным.

Изменяя продолжительность проведения холодовых раздражений, можно увеличивать энерготраты ребёнка. Это важно для детей повышенного питания и с ожирением, т.к. кратковременные холодовые воздействия тонизируют процессы теплоотдачи, а продолжительные по времени заинтересовывают глубинные процессы обмена (теплопродукцию).

Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает пять вариантов.

  1. Для ослабленных детей закаливание можно начинать с участков тела менее чувствительных к холоду (например - рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).
  2. Изменение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающего фактора. (Чаще начинают с дистальных участков, постепенно увеличивая площадь).
  3. Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.
  4. Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.
  5. Увеличение времени действия закаливающего раздражителя- интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, т.е. регулярные повторения закаливающих воздействий, которые формируют на базе безусловного рефлекса условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне.

При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей - следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например - полоскание водой горла - местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Чтобы не закреплять узкие стереотипы закалённости, необходимо вырабатывать готовность детского организма реагировать на разные по диапазону колебания факторов.

Отмечают феномен "односторонней адаптации", суть которого заключается в том, что если закалять верхнюю часть туловища, то устойчивым к охлаждению становится только торс, но не нижние конечности. В этом случае толерантность к холоду на стопах ослабевает. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций!!! После таких процедур станет полезным массаж с помощью аппликатора Ляпко - валиком лицевым. Детям очень нравится, когда их прокатывают валиком и у них будет только отличные ассоциации от процедуры закаливания.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Внимание! Копирование материалов без указания активной ссылки на ресурс https://mir-zdor.ru запрещено!

Поделись статьей с друзьями

Товары из статьи

Пока еще нет комментариев, Вы можете быть первым.

Добавить комментарий